Алексей Кондратьев. Байки морпеха. Часть 1-я
От редактора:
"Первая ласточка" новой рубрики Алексей Кондратьев. Я с ним не знаком, потому представить его вам, друзья, не могу. Впрочем гораздо лучше моего представления о нем расскажут его "байки". Да еще, возможно, и сам автор, что-нибудь добавит - более официальное. Или Хофф. В общем поживем-увидим, а пока вкушаем первую порцию. Оно того стоит! Сколько частей выйдет всего пока не знаю - труд довольно объемный. Ну, сколько выйдет - столько выйдет. Пока ориентируйтесь по оглавлению.
БАЙКИ МОРПЕХА
СОДЕРЖАНИЕ
ОДЕССА- МАМА……………………………………………………………………………………………….. 2
ЕВРЕЙСКОЕ НАШЕ СЧАСТЬЕ…………………………………………………………………………… 4
ШКОЛА ИСКУССТВ…………………………………………………………………………………………… 5
ЛЕНИНГРАД………………………………………………………………………………………………………. 9
КАК Я БЫЛ АМЕРИКАНЦЕМ …………………………………………………………………………… 12
АДМИРАЛ………………………………………………………………………………………………………….14
ЦАРИЦА ШЕМАХАНСКАЯ И КАПИТАН – ЛЕЙТЕНАНТ……………………………………… 16
ДЖИБУТИ…………………………………………………………………………………………………………..22
НЕБОЛЬШОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ…………………………………………………………………………. 27
ТАНЗАНИЯ - ЛЮБОВЬ МОЯ…………………………………………………………………………… 28
МОРСКАЯ АВИАЦИЯ………………………………………………………………………………………… 31
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ……………………………………………………………………………………………… 33
КОЛЬЦО И КИНЖАЛ………………………………………………………………………………………… 35
ВОЙНА И ЛЮДИ………………………………………………………………………………………………… 43
НОСТАЛЬГИЯ……………………………………………………………………………………………………… 51
САМУРАЙ РУССКИЙ…………………………………………………………………………………………… 53
ДУМЕЛА, РА!………………………………………………………………………………………………………55
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО………………………………………………………. 58
ДЕВОЧКА НА ТАНКЕ…………………………………………………………………………………………… 62
ОДЕССА-МАМА
Вам хочется песен? — Их есть у меня!
Леонид Осипович УТЕСОВ
На Дерибасовской открылася пивная
На Дерибасовской открылася пивная,
Там собиралася компания блатная.
Там были девочки — Маруся, Роза, Рая,
И друг их личный — Вася-Шмаровоз.
Три полудевочки, один роскошный мальчик,
Который ездил побираться в город Нальчик
И возвращался на машине марки Форда,
И шил костюмы элегантно, как у лорда.
А всех прекрасней была Роза-молдаванка .
Она была собой прелестна, как вакханка.
И к ней подсел ее всегдашний друг-попутчик
И спутник жизни Вася-Шмаровоз.
Держа ее, как держат ручку от трамвая,
Он ей сказал: — О, моя Роза дорогая,
Я вас прошу — нет, я вас просто умоляю!
Сплясать со мной прощальное танго.
Потом Арончик пригласил ее на танец .
Он был для всех тогда почти как иностранец .
Он пригласил ее галантерейно очень
И посмотрел на Шмаровоза между прочим.
Хоть танцевать уж Роза больше не хотела .
Она и с Ваською порядочно вспотела .
Но улыбнулась лишь в ответ красотка Роза,
Но раскраснелась морда Васьки-Шмаровоза.
Арону он сказал в изысканной манере:
— Я б вам советовал пришвартоваться к Мери,
Чтобы в дальнейшем не обидеть вашу маму
И не испачкать вашу белую панаму.
Арона в той пивной за что-то невзлюбили
И пару раз уже хайлом об стойку били .
Но был настырный фрукт Арончик этот самый –
Он лишь надвинул вызывающе панаму.
Тут подошел к нему маркёр известный Моня,
Об чей хребет сломали кий в кафе «Фальконе»,
Побочный сын мадам Алёшкер, тети Песи –
Известной бандерши в красавице Одессе.
Он подошел к нему походкой пеликана,
Достал визитку из жилетного кармана.
И так сказал ему, как говорят поэты:
— Я б вам советовал беречь свои портреты.
Однако был Арон натуры очень пылкой
Он Моню грохнул враз по кумполу бутылкой,
А Васе в тухес засадил удачно вилкой –
На том и кончилось прощальное танго.
Тут началася катавасия такая –
Передралася вся компания блатная.
Там били девочек Марусю, Розу, Раю,
И бил их лично Вася-Шмаровоз.
На Аргентину вряд ли все было похоже,
Там нам с приятелем по роже дали тоже,
И из пивной обоих выбросили разом —
Его с фингалом, а меня с затекшим глазом.
На Дерибасовской открыта та пивная,
Но где же эта вся компания блатная?
Ах, где ж вы, девочки — Маруся, Роза, Рая?
И спутник жизни — Вася-Шмаровоз
У этой пивной славная история. Говорят, раньше она была таверной в порту, и там играл на скрипке никто иной, как сам Яша Хейфец. Он там подрабатывал — нищий консерваторский студент... Яша давно знаменит по всему миру. А в Одессе про него до сих пор анекдот рассказывают.
— В цирке эквилибрист строит пирамиду — ставит на арене стол, на него стул, на него другой — вверх ножками, на него еще один... Влезает, балансирует, становится на голову и играет на скрипке. Одессит поворачивается к жене и говорит: «Чтоб он был Яша Хейфец — так нет!..»
* * *
Я очень люблю Одессу. Оперный театр — откуда я не вылезал, Французский бульвар, где гулял с девушками (спозволь-те причепиться!), памятник Пушкину (с таким шнобелем, будто он сам побочный сын мадам Алёшкер, тети Песи), памятник Дюку (Дюкерману, как ласково называют герцога Ришелье, своего первого губер-натора, одесситы), Графская Лестница (ровно 192 ступеньки, сам считал, и не один раз), морвокзал и порт, Привоз, Новый Рынок, Молдаванка, Пересыпь (вы знаете, что это железнодорожный мост?). Лузановка, Куяльник, Хаджибей... Большой Фонтан... Советской Армии, по которой ходит трамвай до вокзала...
-Скажите, этот трамвай идет до вокзала?-Да. Но сейчас он идет в другую сторону. Вы хоть сядьте туда лицом...
Национальность — одессит, социальное происхождение — одессит, образование — одессит, профессия — одессит, род занятий — одессит... А одесские средства массовой информации! Голос Привоза, Правда Нового Рынка...
— Где костюмчик отхватил?— Да... В Париже.
— А далеко это от Одессы?
— Да верст тыщи три будет...
— Смотри, какая глушь — а шьют неплохо!
Сколько можно рассказать про Одессу... Никакой заграницы не надо. У нас дома есть все. И гораздо больше. Одна Одесса имеет многих таких вещей, каких не имеют другие города. Я знаю одесситов, которые много лет прожили за границей, а потом вернулись в Одессу.
Я бы и сам туда хоть пешком ушел. Будь на то моя воля... И поселился бы на 16-й станции Большого Фонтана. Там жила моя любимая девушка... Софочка Цубербиллер. С тех пор в графе анкеты «Девичья фамилия» я всегда честно пишу: Цубербиллер.
***
Она действительно была девушкой. До знакомства поздним вечером на Греческой площади с сержантом морской пехоты, возвращавшимся из увольнения. Софу хотели ограбить. Думаю, пожалели, что родились на свет. Я проводил девушку домой и загремел на губу за опоздание из увольнения.
Потом ее мама, мадам Циля, готовя форшмак , говорила мне с характерным одесским акцентом:
— Алеша, выгляни в окно, посмотри —или погода на улице хорошая?
А я, когда приходил, стучал в дверь (которая, впрочем, всегда была открыта) и вежливо спрашивал:
-Разрешите вломиться?А старый Шмойл Цубербиллер, отец Софки, уважаемый человек — на весь Большой Фонтан известный портной, — который всем шил костюмы элегантней, чем у лорда — доставал бутылку самогона, купленного на Привозе, и ворчал:
-И это солдат! Я интересуюсь узнать — кто тебе не позволяет ворваться и забрать в плен нашу Софку! Я интересуюсь узнать — это солдат или кто?! — и наливал нам по стопке под шкар (греческое рыбное блюдо), который нам подавала тетя Циля, которой я целовал пухлую руку, пропахшую рыбой, луком и чесноком.Я вам не скажу за всю Одессу. Вся Одесса очень велика. Но в этой семье я был официальное лицо. И все соседи меня уважали, когда я приходил в черной форме с блестящими знаками отличия — военный специалист 1-го класса, отличник Советской Армии, воин-спортсмен...
С золотыми буквами «Ф» на погонах, тельняшке, которая была видна между отворотами куртки, заправленной под ремень с надраенной пряжкой, черном берете с золотой кокардой и красным флажком сбоку и надраенных до зеркального блеска морпеховских полусапогах...
* *
*
Это ж надо знать, что такое одесский двор. Там же живут вместе поколениями. И секретов никаких никогда не было... И нет. И не надо. А одесский юмор... Грустный...
-Вы будете смеяться, но тетя Хая таки померла... Я ж говорил — вы будете смеяться...А переживают друг за друга...
-Мадам Цудечкис, вашу Двойрочку вчера молодой человек провожал!.. Так этот уже будет получше других! Меня все любили. И я их тоже. Но я ушел на подводной лодке, и даже не успел попрощаться,
а Софа прождала год, решила, что дело швах, и вышла за одного маримана. И ушла
с ним на судне буфетчицей.
Папаша Шмойл и мамаша Циля плакали, когда я вернулся. Все соседи пришли поздороваться... И посочувствовать... И выпить с нами самогону... Молдавской цуйки... Украинской горилки домашней... Соседки — украинки, русские, гречанки, еврейки, молдаванки, гагаузки— принесли, кто что настряпал... Это был грустный праздник. Но настоящий одесский... На весь двор...
Много стран и городов я с тех пор объездил... Да так, в сущности, и остался одесситом...
ЕВРЕЙСКОЕ НАШЕ СЧАСТЬЕ
В юности у меня был друг – Алик Шнейдерман. Как все порядочные закадычные друзья, мы были влюблены в одну и ту же девушку - Лианку Шевченко. Она была потрясающей – высокой, сероглазой, с пушистыми курчавыми светлыми волосами. И весьма округлыми формами. Папа её был украинец, как понятно по фамилии, но никакой рояли в еврейской семье и среде, куда его угораздило попасть, не играл. Лианка-то явно предпочитала меня - почему-то, – долговязого юношу бледного со взором горящим, читающего стихи невпопад – добродушному обстоятельному колобку Альке. Но время пришло, семьи Лилианы и Алика держали совет и постановили окрутить Лианку на Альке.
Напрасно рыдала Лианка, напрасно я, с Советской Еврейской Энциклопедией в руках, пытался доказать, что принадлежу к древнему еврейскому роду, который ведет свою генеалогию аж от самого Авраама. Бабка Лианки – сухая коричневая карга ста лет от роду, с горящими, как у Лилит, глазами, воздевала корявый палец вверх и скрипела – по отцу!
Это было так. Еврейский род мой в направлении меня на отце обрывался. Евреи ведь ведут происхождение по матери. А моя мать – из южной России, где перемешались русские и украинцы.
Вот моя кузина, дочь сестры моего отца, по еврейским канонам – еврейка. А я, отпрыск той же семьи, того же поколения – дудки. Как говаривал великий писатель Исаак Эммануилович Бабель устами одного из своих персонажей – эх, лавреи...
Хотя и то верно. И отец моего отца был русский, и дед... А прадед – вообще цыган, как гласит семейная легенда. Какой уж там из меня еврей...
Однако Лианка считала, что еврей из меня получился бы хороший, и накануне свадьбы прибежала ко мне домой, вся в слезах. А убежала под утро...
Что ей сказала бабка Лилит – не берусь представить. Папаша Шевченко на свадьбе заговорщицки подмигивал, ухмылялся в пшеничные усы, то и дело подходил чокнуться, хлопнуть меня по плечу и сказать: Хе! Что означало это восклицание, я пытался догадаться, но очевидно было, что он явно мне благоволил и жалел, что не я стал его зятем.
Вскоре я уехал из нашего местечка в столицу и поступил там в университет. Закрутился в новой круговерти и потерял из виду многих прежних друзей. Через пару лет, в каникулы, в родном городке, случайно встретил Альку и Лианку. Они прогуливали двух бутузов-близнецов, едва, видно, ставших на две ноги - оба всё норовили вернуться на четыре.
Их родители обняли меня,расцеловали. Лианка при этом больно куснула меня за мочку уха. Ай! - схватился я за ухо и посмотрел на неё удивленно. А она скосила свои прекрасные серые глаза, ставшие почему-то влажными, на двух малышей. Наверное, боялась, что я их испугал.
ШКОЛА ИСКУССТВ
Мы учились уже в выпускном классе художественной школы, и нас сочли достаточно взрослыми для обнажёнки – обнажённой натуры. Нам давно это было интересно, и мы даже бегали подглядывать в старшие классы. В основном парни. Девчонки фыркали: озабоченные!.. Как ни странно, когда очередь дошла до нас, мы были даже разочарованы. К нам ходили взрослые тетки и дядьки, некоторые из которых были профессиональными натурщиками – кочевали из школы в школу, позировали художникам и частным образом. Для некоторых это был приработок. Многодетные матери, или отцы, обремененные семейством... Спившиеся спортсмены. Нищие МНС – младшие научные сотрудники, кандидаты наук. Но все они были прекрасно сложены, следили за собой, не позволяли, видно, мучного и сладкого. Их тела – это их кусок хлеба. Или немножко масла. И мы их воспринимали именно таким образом, а не как выполняющие какие-то сексуальные функции. Как ни странно это казалось нам самим, мы относились к ним совершенно спокойно и не испытывали никаких сексуальных чувств.
Впрочем, одну девушку я всё-таки выделял. Она была моложе других натурщиц, ненамного старше нас. О ней ходил слух, что она из обеспеченной семьи, студентка престижного ВУЗа, папа её то ли дипломат, то ли ещё кто-то в этом духе, в общем, не вылезает из заграниц, и она не нуждается в приработке. Просто позирует из любви к искусству. А может, к самой себе. Рассказывали также, что она сама выпускница нашей школы, окончила её под давлением родителей, которые считали, что таким образом прививали ей чувство прекрасного. Они ещё и в музыкальной школе её учили, и балету. Бедная девушка! Тут, наверное, и невозмутимая черепаха из своего панциря выскочила бы, не то что молодая девушка из своих дорогих заграничных нарядов.
К огорчению её родителей, у неё не обнаружилось особых талантов ни на одной стезе, которые они ей прочили, и она, окончив музыкальную школу, забросила подальше свою скрипку, а по окончании школы балетной – свою пачку и пуанты. А вот живопись ей всё-таки нравилась, и она приходила в свою художественную школу. Она дружила с нашим старым учителем – довольно известным в прошлом художником. В прошлом – потому что сейчас ему было за 80, и у него и глаз был не тот, и рука не та... После нескольких провалов на выставках он перестал писать. Но жить без своего искусства не мог, поэтому и пошёл учителем в нашу школу. Тем более, что к нему там относились с почётом и уважением. И с гордостью указывали на плакатах-объявлениях о выставках учеников в школе, что это – класс народного художника республики, члена-корреспондента Академии художеств... Старику это грело душу. Мы его тоже любили. Мы видели, что это одержимый искусством человек, действительно талант. Хоть и в прошлом...
А его ученица была вовсе не такой уж бесталанной. Учитель уже не всегда замечал своими подслеповатыми глазами наши огрехи, а она помогала ему, ходила от этюдника к этюднику и подсказывала и подправляла нас. Болтали, что она сама пописывает, но самокритично не считает свои работы достойными не только выставляться, но даже быть показанными постороннему глазу. Говорили, что она ходит и домой к одинокому старому учителю, заботится о нём, и работает в его домашней студии. И настолько одержима сама искусством, что не стесняется даже позировать в его школе!
Я не знал, чему верить из того, что болтали про красивую независимую девушку, но она мне нравилась. Я с удовольствием писал её натуру, и даже прибавлял от себя антураж. То Венеры Ботичелли, то какой-нибудь известной Авроры... Она потом подходила, одевшись, улыбалась загадочно, подправляла что-нибудь, и ничего не говорила.
Как-то учитель наш занемог, и она его заменила. Может быть, она и не очень талантливая художница, но вполне могла бы быть учительницей в нашей школе. Учителю ведь не обязательно самому быть могучим талантом. Важно чувствовать, как научить им стать... Талант, как говорится, это способности только на десять процентов. А на 90 – труд...
Как ни странно опять, мы воспринимали нашу временную учительницу одинаково и в одежде, и без неё. Таково, наверное, восприятие моделей у всех художников. Нам рассказывали старый анекдот: художник заканчивает сеанс с обнажённой натурой, модель одевается и художник предлагает ей чашку кофе. Они пьют кофе, когда вдруг в двери гремят ключи. Художник – модели: быстро раздевайтесь! Это жена! Она ужасно ревнивая!
После урока девушка подошла ко мне: ты не поможешь? Я тут для учителя накупила продуктов... Полный багажник...
Она ловко вела машину сквозь толчею дорожного движения на окраину, где жил наш учитель. Оказалось, он когда-то купил старый дом-развалюху, отремонтировал его, а вместо чердака устроил мансарду со стеклянной крышей – свою студию. Теперь всё приходило в упадок, мне еле удалось открыть ворота, чтобы машина могла въехать во двор.
Мы перетащили её покупки в дом, на кухню, и она стала складывать их в холодильник. Я с интересом разглядывал обстановку. Из кухни широкая двустворчатая дверь нараспашку вела в гостиную. Я вошёл и увидел стены, увешанные картинами, старинную мебель, статуэтки на ней... – Нравится? – спросила она из-за спины. – Старик собирал всю жизнь коллекцию работ безвестных молодых художников. Своих коллег, соучеников, учеников. Они ему свои работы дарили. Некоторые из них теперь прославились, живут и работают за границей. Выставляются в знаменитых галереях. Продаются на аукционах. Их ранним работам теперь цены нет. Но старик ни одной не продал. – А не страшно держать такую бесценную коллекцию здесь? – Вряд ли. Соседи считают его старым чудаком, неудавшимся гением, доживающим свой век среди осколков его никому не нужного таланта. А меня – его какой-то внучатной племянницей, которая ещё не забыла старика. Относятся к нам обоим хорошо. Заглядывают к нему, когда меня нет. Звонят: приезжай скорее, он встал, опять в свою студию поднялся! У него и дверь-то никогда не запирается... Деревня...
Старого парня мы и сейчас не нашли в его спальне. Девушка потихоньку, но крепко выругалась – как умеют все художники – и побежала по лестнице, ведущей из гостиной наверх. Я – за ней.
- Я хочу помереть под своим мольбертом, как художник, а не в постели, как добропорядочный бюргер! – кричал маэстро, когда мы тащили его вниз. Размахивая кистью, которую мы не смогли у него отобрать. Глаз у него, может быть, был и не тот, но рука твёрдая. Нас обоих измазал маслом, которое как раз щедро набрал широкой кистью на палитре.
- Хоть к койке привязывай, - ворчала девушка после того, как мы его уложили и силы оставили его.
- Разоблачайся, надо снять масло, пока свежее! – сказала она, стаскивая с себя одежду. Я снял рубаху и штаны. В конце концов, она меня не стеснялась. И вообще никого. Сейчас она осталась в красивом белье. Тоже, небось, папашка из-за границы приволок... Прозрачное - что в нём, что без него... Впрочем, без него я её тоже уже видел. Но странно... Теперь какие-то эмоции я ощутил...
- У тебя всё лицо перемазано, и
руки... Возьми уайтспирит в мастерской... А потом прими душ .А то керосином будешь
вонять. – У тебя тоже лицо испачкано... – За меня не волнуйся. Я вечно вся
испачкана. Как все художники. Каждый раз после работы оттираюсь уайтспиритом
или льняным маслом и лезу под душ. Или в ванну.
Я подумал, что ванну я тоже больше люблю. Но давно не принимал. Некогда. И семья очереди ждёт. Я зашёл в ванную художника и обнаружил там сияющую большую голубую ванну. Со старомодными золочёными кранами. И узорчатый кафель. Средств у него, видно, когда-то было достаточно. Сейчас, похоже, вряд ли.
Я не удержался, открыл золочёные краны, отрегулировал воду, снял бельё и улёгся в ванну. Какое блаженство!
Но блаженствовал я недолго. Она вошла, открыла какую-то бутылочку, плеснула в ванную, помешала – появилась пена. Потом сняла бельё и забралась ко мне в ванну.
Клянусь, теперь я не испытал
никакого равнодушия к её обнажённой натуре!
На каминной полке цветного мрамора стояли замысловатые часы в малахитовом футляре. Немецкой, наверное, работы. Во всяком случае, из них на манер кукушки время от времени выскакивала танцующая парочка, и часы переливчато играли «Ах, мой милый Августин!..».
Глинтвейн – единственное снотворное, которое признавал художник. Меня тоже уже в сон почти клонило – с учётом потраченной энергии, - когда она сказала, прихлёбывая из кружки: старик завещал всё это мне. Решил послать к чёрту родственников. Которые о нём не заботятся. А я и не знаю, что со всем этим делать, если, не дай Бог, преставится. – Как что? Устроим здесь его дом-музей! За гостиной есть ещё просторные две комнаты, я заметил – почистим, отремонтируем – сделаем галерею! В мастерской немало работ накопилось – развесим! Кстати, я заметил, что некоторые отличаются по стилю от кисти маэстро... И весьма достойные! – Она слегка покраснела. – Зря ты считаешь себя бесталанной! – продолжал нахраписто я. – Полные бездари выставляются! А ты весьма, весьма способна! – Иди ты к чёрту!.. – Знаешь, а чего нам ждать? Давай сейчас сделаем выставку! Устроим субботник, позовем всех учеников мэтра, вымоем, вычистим, подкрасим, подмажем две пустующие комнаты, их же работы и развесим, устроим распродажу! Что он позволит продать. Все будут только рады! Сделаем постоянную галерею! Будем продавать работы молодых талантов! Твои, если захочешь! Устроим и музыкальный салон! Сосед не знает, кому отдать старый кабинетный рояль – места в квартире нет. Ты ведь играешь на скрипке! А я – на фортепьяно! Одна девочка из нашего класса учится вокалу! Билеты сделаем недорогими, но поставим ящик для пожертвований. В пользу заслуженного художника и молодых дарований – его учеников. Дело пойдёт! - Деляга! И куда мы будем девать доход? – Как куда? Никто из нас не богат. В том числе наш учитель. Дом отремонтируем, садик на участке подправим. Старик будет жить да радоваться! Зачем ему помирать! И мы будем приезжать к нему порадоваться вместе с ним! И его поддержать!
Всё получилось, как было задумано. Началось всё на голом энтузиазме, а потом поехало по коммерческой колее.
Мэтр сиял в траченом молью смокинге, вытащенном из сундука, который достался ему от деда (мы ему вскоре справили новую парадку). Нашлись меценаты, которые помнили мэтра молодым. Работы его и учеников шли на ура. Подруга моя застенчиво не признавалась в авторстве, но её работы были нарасхват под маркой «Неизвестный автор». Учитель только запретил нам продавать работы его друзей молодости. Мы и не пытались, понимая, что их достоин аукцион Сотбис.
Особенной популярностью пользовались наши музыкально-художественные вечера. Скрипично-вокальные. Я оставался в тени за маленьким роялем, который сам отремонтировал и настроил. Дамы – скрипачка и вокалистка – блистали. Им мы не пожалели средств – справили концертные платья. Я обходился повседневной формой. Кланялся за роялем, чтобы не было видно моих линялых джинсов.
Одно огорченье вышло – бросила она меня. Ради какого-то прыщавого имажиниста. Якобы потрясающе талантливого.
А по-моему – мазня. Вокалистка тоже так считает.
Комментариев 0