ВОЗВРАЩАЯСЬ К В.МАЯКОВСКОМУ, Часть 4
Все права сохраняются за автором
ВОЗВРАЩАЯСЬ К В.МАЯКОВСКОМУ
(Заметки читателя)
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1
ОТ АВТОРА.........................................1
ВСТУПЛЕНИЕ…………………….. 2
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ.......................4
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.............5
1. ОДИНОЧЕСТВО.........................5
1.1 ПРОЛОГ………………………..6
Часть 2
2. ПОЭЗИЯ....................................... 11
2.1 НАКАНУНЕ…………………… .12
2.2 ГРОЗА БЛИЗИТСЯ…………….15
2.3 РЕВОЛЮЦИЯ………………….16
2.4 ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ………..18
2.4.1 ЭНТУЗИАСТЫ…………………18
Часть 3
3. НОВЫЕ ВРЕМЕНА.......................21
3.1 СЛОМ?...........................................26
3.2 МАРШ КАПИТАЛИАТОРОВ…30
Часть 4
4. ЛЮБОВЬ И СУДЬБА............30
Часть5
5. ФИНАЛ..................................36
6. ЭПИЛОГ................................ 37
7. ВАЛЬПУРГИЕВЫ... ДНИ.....39
7.1 ПРИЛОЖЕНИЕ……………..41
ПРИМЕЧАНИЯ……………..41
Часть 4
4. ЛЮБОВЬ И СУДЬБА…
Бурей жизни гоним полем чистым,
Одинок, говорю сам с собой:
«Обними меня, берег лесистый,
Окружи говорливой рекой.
Мне укрыться бы от непогоды
Хоть на день, хоть на час, хоть на миг,
Растворить бы в реке, в её водах
Онемевшей души боли крик! -
И в объятьях её, умирая,
Вдруг познать чудо женской любви…».-
Но парят надо мной тучи стаей -
Тьма вокруг – и не видно ни зги…
-------------------------------------
А Любовь - страсть, обычно, короткая, -
Нежность матери, строгость отца,
Стороною своей оборотною -
Зависть парии,
роль казачкА.
Зов божественный водит нас по Миру,
Ласка женская – блАзнит в веках.
Добиваясь её,- часто ссоримся,
По-щенячьи… скуля в кабаках.
Даже рыцарь, не павший в сражениях
(Тело в шрамах
от пик и мечей),
Ищет в шпагах
порой избавления
От любви… неизбывных цепей.
«Бог доволен.
Под небом в круче
измученный человек одичал и вымер.
Бог потирает ладони ручек.
Думает Бог:
погоди, Владимир!
Это ему, ему же,
чтоб не догадался, ктО ты,
выдумалось дать тебе настоящего мужа
и на рояль положить человечьи ноты.
Если вдруг подкрасться к двери спАленной,
перекрестить над вами стёганье одеялово,
знаю - запахнет шерстью пАленной,
и серой издымится мясо дьявола.
А вместо этого до утра раннего
в ужасе, что тебя любить увели,
-----------------------------------
-----------------------------------
Не надо тебя!
Не хочу!
Всё равно
я знаю,
я скоро сдохну».
--------------------------------
--------------------------------
А там,
где тундрой мир вылинял,
где с северным ветром ведёт река торги, -
на цепь нацарапаю имя Лилино
и цепь исцелую во мраке каторги».
«Флейта-позвоночник», В.Маяковский,1915г.
«Пройду,
любовищу мою волоча.
В какой ночИ,
бредовой, недужной,
какими Голиафами я зачАт –
такой большой
и такой ненужный?»
«Себе, любимому, посвящает эти строки автор»,Маяковский,1916г.
Любовь… поЭта
страстЯми мучит.
Не зря орёт он: «КтО ты?-
случайная ли туча?
Иль - Свыше Эхо?
А, может,– дар… прирОды?»
В словах ли… Душу Поэта сыщешь?
Скорей - в молчании,
ярче слов…
Стихи - на тыщу
множенное отчаянье…
Но… вопль страдания,-
не часослов.
«Любовь!
Только в моём
воспалённом
мозгу была ты!
Глупой комедии остановите ход!
Смотрите –
срываю игрушки-латы
я,
величайший Дон-Кихот!
---------------------
Теперь –
клянусь моей языческой силою! –
дайте
любую
красивую,
юною, -
души не растрачу,
изнасилую
и в сердце насмешку плюну ей!
Око за око!»*1
ПолнЫ обидою
строки…
Но где-то теплится вера:
не мИнули сроки…
И знает ли кто им меру?!
«Всё равно
любовь моя –
тяжкая гиря ведь –
висит на тебе,
куда б ни бежала.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб».*2
Забыть не возможно!
Любовь… огня стенОй
слепит глаза -
осторожно!-
Где стезя?!
Фантазия бесится:
темень - ни зги… -
Видна ли в Ад лестница? -
Факел зажги!..-
Но:
«И в пролёт не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа».*2
----------------
Первой любви неизбежно крушенье -
Не научишься плавать, дна не измерив,
Колдовства не познав как её наважденья,
До утра сомневаясь, лукавой поверив.
То ли муж, то ль на случай… - любовник,-
Жертва женской гордыни или тщеславья?-
Не «прямая» любви - а косой «треугольник!» -
Эпатаж?- Иль любви неудачной потрава?,
Или месть за неполное женское счастье -
Как попытка игры на ревности струнах? -
Словно она – исцеляющий пластырь
На любовные раны, древнее, чем руны?
Хорошо, если вовремя с нею расстались…
На века сохраняя… неповторимость,
И остались неблизкими - оба устали… -
Несовместимость?!..
«Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг»,*2
Прежде, чем затопчешь… мой белый флаг,
Не торопясь, ни шатко, ни валко.
Неужели не жалко?:
«Пришла -
деловито,
за рыком,
за ростом.
взглянув, разглядела просто мальчика.
Взяла, отобрала сердце
и просто
пошла играть –
как девочка мячиком»*3
Женщине свойственно с мужчиной играться
Не-то ль в поддавки, не-то ль в кошки - мышки.-
Природой так создано! Чего - обижаться?!
Задача Мужчины - избегнуть ошибки.
Поэзия склона к любви «треугольникам».
Так было всегда, во все времена:
Лишь, никому не подвластная, вольница
Сеет в душе огня семена…
Тургенев и Блок, Пастернак и Есенин
Любви «треугольной» познали сполна:
Пламенем вдруг… заполощет весна,
Вслед - нескончаемый ливень осенний.
Любой треугольник - свои три угла:
Кому - во весь рост, кому – пригибаться…
Но… стоит того, если Муза свела
Поэта с бессмертьем своим повстречаться.
Но Музы нередко бывают жестоки…
Женские Очи – как цепи незримы,
В душИ тайниках затаившись зароком,
Узами держат… необратимо.
Никто никогда не узнает природы
Могущества чар повстречавшихся женщин…
Поэты, тасуют красавиц колоду,
Души не заметив извилистых трещин.
Глаза ль с поволокой, насмешка ль, улыбка ль,
Полунамёки ль, касанье ль руки
Вдруг порождают в душе ещё зыбкой
Волненье, туманя младые мозги?..*4
Но:
Муза поэта над страстью довлеет,
Страсть - лишь мгновенью, Муза – векам,-
Жрица любви, коль слушать умеет, -
Ласки и пытки в умелых руках.
Гений поэта - сродни мазохизму:
Боль… - порождает волну вдохновенья,
Муза же – движет его механизмом,
Дурманя порой до самозабвенья.
Любовь - не чреда расчётов холодных,
Не света луны потускневшее золото.
К счастью, ей сёстры - палящие звёзды,
Даже когда нестерпимо и голодно.
Любовью пронизаны все революции…
Спасая любимого, - пойдёт и на плаху.
Ей наплевать на все резолюции,
Тем более, на…- опасности сваху.
Как видный мужчина Вы нравились женщинам,
К себе привлекали и статью и голосом.
Но революционным неистовым бешенством
Пугали, как Грозный – царственным посохом.
И:
Любовь увязав с революции пафосом,
Не отделяя "мух от котлет",
Забыли, что Партии – кровИ дай… с арахисом,
А женской любви… - не партийный билет.
Сего не учли - и вот…- одиноки Вы,
Хоть - окружало красавиц немало…
Наверно, не чуяли скрытых пороков и,
Любви отдавались с открытым забралом.
«Не смоют любовь
Ни ссоры,
Ни вёрсты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкопёрстый,
клянусь –
люблю
неизменно и верно!».*5
А… небо окрасилось в мрачные краски, и
Кажется - ждёт… неминуемо краха.
Кругом вместо лиц - лишь постылые маски, а
Марши - что реквием… заждавшейся плахи.
Тоска непроглядная - тьма одиночества
Преследует часто с крушеньем любви,
Следуя, может, с рожденья пророчеству… -
Уйти от него - и... не норови.
Хоть даже соломинка… времени тяжкому
Опорой надёжной могла бы служить!..
Но… мимо несутся избранниц коляски, а
Смерть начала уж всерьёз ворожить…
*1 «Ко всему» В.Маяковский,1916г.
*2 «Лиличке» В.Маяковский,1916г.
*3 «Люблю. Ты» В.Маяковский,1922г.
*4 «Флейта позвоночник» В.Маяковский, 1915г.
*5 «Люблю. Вывод» В.Маяковский,1922г.
Комментариев 0