Музыкальное образование как средство развития и воспитания личности школьника
Современный мир немыслим без постоянного повышения уровня качества во
всех областях человечества. Это – естественная потребность социума, неразрывно
связанная с ходом прогресса и самой истории развития цивилизации. Сегодня
сталкиваясь с острейшими вызовами времени, стоящими перед нашей страной в любой
сфере – будь то безопасность, экология – мы зачастую не догадываемся, что ключ
к их решению кроется в высоком качестве.
У каждого ребенка в большей или меньшей степени есть стремление музицировать, таким образом заявить о себе, показать свои возможности.
В музыке, помимо того, что достигается тот или иной результат, важно то, как он был достигнут, что пришлось задействовать ребенку для воспроизведения определенного ритма, какие психические процессы принимали участие в овладении тем или иным музыкальным инструментом.
Именно постоянное повышение качества в современном мире является одним из
факторов, способствующих успеху, как отдельного человека, так и всей страны.
Особенно это важно для России, перед которой стоит стратегическая задача
перехода на инновационный путь развития, который априори предполагает
постоянное повышение качества. А это, в свою очередь, предполагает постоянное
повышение качества образования, ибо в новых условиях постоянное развитие и
повышение качества образования является одной из составляющих устойчивого
развития нашей страны, ее успешная конкуренция с другими странами. Причем речь
идет о повышении качества образования всех уровней – начального, среднего и
высшего, поскольку они взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга.
О качестве образования можно судить по-разному. На мой взгляд, задача
образовательного процесса не только способствовать приобретению знаний, но и
помочь сформировать духовный мир человека третьего тысячелетия, возродить и развить культурные традиции народов России.
Искусство, как образовательная область, представляет учащимся возможность
осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность
художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира.
Искусство с первых дней школьной жизни помогает формировать мировоззрение
ребенка, его эстетическую и нравственную сущность, развивает ассоциативное,
образное мышление. В искусстве школьник развивает свои творческие способности,
приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности.
Если рассмотреть этот термин, то наиболее распространенным является определение:
способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их
быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый
Б.М. Теплов. В понятие «способности» по его мысли, заключены три идеи.
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями
называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые
имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих,
понятие «способности» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже
выработаны у данного человека. Способности, считает Б.М. Теплов, не могут
существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не
развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею
пользоваться. Только благодаря постоянным упражнениям, связанными с
систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем дальше способности.
Основное требование к деятельности, развивающей способности – творческий
характер этой деятельности.
Различают общие и специальные способности. К общим способностям относится
развитая память, совершенная речь и т.д., то есть это умственные способности. К
специальным способностям относятся музыкальные.
Рассмотрим их подробнее. Три основных момента входят в понятие
музыкальных способностей. Во-первых, это способность к слуховому представлению,
то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями,
отражающими звуковысотные движения. Во-вторых, способность чувствовать ладовое
наклонение. В-третьих, музыкально-ритмическое чувство, то есть умение
чувствовать выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Развитие музыкальных творческих способностей – это
выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, развитию музыкального
таланта, стремление создать что-то новое, свое лучшее, стремление расширить
кругозор.
У каждого ребенка в большей или меньшей степени есть стремление музицировать, таким образом заявить о себе, показать свои возможности.
В музыке, помимо того, что достигается тот или иной результат, важно то, как он был достигнут, что пришлось задействовать ребенку для воспроизведения определенного ритма, какие психические процессы принимали участие в овладении тем или иным музыкальным инструментом.
Вся античная эстетика говорит об огромном значении музыки в воспитании.
Платон говорил, что каждый благородный человек должен играть на каком-либо
музыкальном инструменте. В европейских средневековых университетах музыка была
обязательным предметом наряду с математикой, астрономией. Таким образом,
музыка, помимо того, что ценна сама по себе, является отличным организующим
средством для развития.
Овладение азами музыкального искусства организует личность, тренирует
память, внимание, волю.
Анатомо-физиологические исследования показывают изменения в ходе музыкальных занятий определенных структур головного мозга. Музыкальное обучение является эффективным средством активации высших функций мозга и, в частности, абстрактного мышления. Музыкальное обучение помогает корректировать задержки психомоторного развития, лечит аутизм, эпилепсию.
Анатомо-физиологические исследования показывают изменения в ходе музыкальных занятий определенных структур головного мозга. Музыкальное обучение является эффективным средством активации высших функций мозга и, в частности, абстрактного мышления. Музыкальное обучение помогает корректировать задержки психомоторного развития, лечит аутизм, эпилепсию.
Особую роль в созревании мозга у детей играют пальцы рук, так как рука по
осязательному восприятию имеет преимущество даже по сравнению со зрением и
слухом. Можно сказать, что «рука учит глаз». Экспериментальные исследования
показали, что упражнения для пальцев рук ускоряли процесс образования и
закрепления условных рефлексов. Доказано, что тренировка пальцев рук с помощью
точных координированных движений, какими являются игра на музыкальных
инструментах, является мощным средством активации коры головного мозга.
Движения кисти руки в значительной степени ускоряют созревание не только
сенсомоторных зон коры мозга, но и центра речи, а также способствуют интеграции
деятельности мозга.
Вследствие этого, более высокий уровень развития проявляется у детей занимающихся на музыкальных инструментах в других областях. Они обладают значительно лучшей реакцией, их повседневная деятельность более координирована и отличается большей быстротой. Они лучше считают, ибо числа не являются для них отвлеченными понятиями; они физически ощущают ритм счета. Дети, обучающиеся музыке, точнее воспроизводят учебный материал, быстрее учатся бегло читать, пишут красивее и точнее, ибо нотное письмо требует большей осторожности: ведь в нотации точка, стоящая справа, означает уже другой звук.
Вследствие этого, более высокий уровень развития проявляется у детей занимающихся на музыкальных инструментах в других областях. Они обладают значительно лучшей реакцией, их повседневная деятельность более координирована и отличается большей быстротой. Они лучше считают, ибо числа не являются для них отвлеченными понятиями; они физически ощущают ритм счета. Дети, обучающиеся музыке, точнее воспроизводят учебный материал, быстрее учатся бегло читать, пишут красивее и точнее, ибо нотное письмо требует большей осторожности: ведь в нотации точка, стоящая справа, означает уже другой звук.
Мир настроений и чувств детей, обучающихся в школах с музыкальным
уклоном, более богат. Музыкальное воспитание способствует лучшему усвоению
других предметов не только благодаря специфическим связям этих предметов с
музыкой, но и потому что повышается общий тонус учащихся, их жизнерадостность и
желание работать.
Благодаря активному общению с музыкой развиваются фантазия и волевые
качества, что в свою очередь способствует повышению пластичности индивидуума.
Как раз эти качества необходимы человеку будущего, которому, в силу постоянно и
быстро изменяющегося рабочего процесса, надо будет уметь приспосабливаться к
новой обстановке.
Список использованной литературы:
1. «Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества» / Сб. ст. – Л., «Музыка», 1981.
2. Рыжкин И. «Назначение музыки и ее возможности» - М., Гос. муз. издательство, 1962.
3. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М.; Л.; 1947.
4. Юдовина-Гальперина Т. «Музыка и здоровье». – Спб., Издательство «Союз художников», 2002.
Список использованной литературы:
1. «Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества» / Сб. ст. – Л., «Музыка», 1981.
2. Рыжкин И. «Назначение музыки и ее возможности» - М., Гос. муз. издательство, 1962.
3. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» - М.; Л.; 1947.
4. Юдовина-Гальперина Т. «Музыка и здоровье». – Спб., Издательство «Союз художников», 2002.
Комментариев 0