Непростая судьба и путь к творчеству. Композитор Елизавета Григорьевна Явцева (Австралия)

+ -
+5

Елизавета Григорьевна Явцева - дочь атамана Г. М. Семёнова - влиятельного лидера Белого движения. К любимому делу - занятиям музыкой и композицией смогла вернуться, пройдя "жернова" ГУЛАГа, не сломившего её. Опубликованный в Австралии сборник её пьес для фортепиано, предназначенных для студентов музыкальных учебных заведений и любителей музыки, был использован авторами при обучении учащихся по классу фортепиано в Новороссийском музыкальном училище и в ГОУ СОШ № 8 "Музыка" в Санкт-Петербурге. В статье даётся общая характеристика пьес сборника как возможного дополнения к учебному репертуару.
     Впервые публикуются фотографии Елизаветы Григорьевны из архива авторов. 
     В списке использованных материалов ссылки на ранее опубликованную информацию, существенно дополняющую картину жизни Е. Г. Явцевой, кратко изложенную в статье.


Непростая судьба и путь к творчеству. Композитор Елизавета Григорьевна Явцева (Австралия)

Е. Ф. Пархомова  
И. Ф. Скворцова  

      В 2003 году в издательстве Sonata Publishing Sydney в серии Russian Composers Series вышел сборник E. Yavtsev Twelve Selected Piano Solos for students & music lovers (intermediate). Его автор - Елизавета Григорьевна Явцева - музыкант и композитор, член Союза композиторов Австралии, женщина необычной, трудной и удивительной судьбы. Познакомились мы с ней в 1976 году в Абрау-Дюрсо. Елизавета Григорьевна, будучи очень скромным человеком, отличалась интеллигентностью и какой-то не советской образованностью и знанием языков. О ее судьбе ходили легенды ([9], [10], [11]).
      Елизавета Явцева - третья дочь генерал-лейтенанта, атамана Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск Григория Михайловича Семенова - одного из самых известных и влиятельных командиров Белого движения. По ее словам, он "был последним лидером Белого движения, который воевал с большевиками до 1921 года" (из интервью репортеру ABC Radio National Венди Карлайл в 2007 г. [2]). В сентябре 1921 года после поражения Белого движения на Дальнем Востоке Г. М. Семенов, прекращает военные действия против большевиков и вынужден покинуть Россию. Продолжая активную политическую борьбу, он переезжает из одной страны в другую, а после 1932 г. поселяется в Маньчжурии в Дайрене [3]. В Японии в городе Йокогама в 1929 году появилась на свет дочь Елизавета. Старше её были братья Вячеслав и Михаил и сестры Елена и Татьяна. В 1945 году советская армия заняла Маньчжурию. Японцы настойчиво предлагали её отцу специальный катер для эвакуации на юг Кореи, однако атаман решил разделить участь казаков, приведенных им в Маньчжурию. Существует несколько версий-легенд обстоятельств ареста генерала Семенова ([3], [5]). По одной из них, атаман в буквальном смысле вышел навстречу своей смерти со словами: «Я Семенов» ([5]). И только в 2001 г. в газете «Труд» появились подробные воспоминания Елизаветы Григорьевны об аресте отца [4], свидетелем которого она была. Арестован он был советским десантом 22 августа 1945 г. в его доме в дачном посёлке Такахаси под Дайреном и самолетом доставлен в Советский Союз. Там он был обвинен Военной коллегией Верховного суда в контрреволюционной деятельности и как «враг советского народа и активный пособник японских агрессоров» приговорен к смертной казни и повешен 30 августа 1946 года.
      Все члены его семьи позже были тоже переправлены в СССР и репрессированы. Дочерей Елену, Татьяну и Елизавету арестовали 24 июля 1948 г. [4]. Сын Вячеслав, Елена, Татьяна и Елизавета получили по 25 лет лагерей, сын Михаил - инвалид-колясочник с детства был попросту убит при этапировании в лагерь ([6]).
      Елизавета Григорьевна провела в ГУЛАГе восемь лет. Отсидев их в особом лагере № 7 - Озерлаге ([13], [14], [15], [16], [17]) под Тайшетом [18] для политических заключённых и до сих пор не любит вспоминать об этом. В 2007 г. в упомянутом интервью репортеру Венди Карлайл она сказала, что "это слишком больно, чтобы помнить". (Мы ни разу не слышали от нее никаких рассказов о её прошлой жизни, хотя общались с Елизаветой Григорьевной довольно много.) Известно [7], что первоначально Елизавету Григорьевну определили на лесоповал. Но она была просто непригодна к такой работе, и ее перевели на транспортировку бревен. Это тоже был непосильный труд для женщин, но легче в особом лагере никто ничего не предлагал. Однажды при работе в каменном карьере при взрыве сопки её ударило по голове корневищем дерева, и она, обливаясь кровью, потеряла сознание. Шрам на голове остался напоминанием на всю жизнь.
      Только после смерти Сталина, когда режим смягчился, Елизавета Григорьевна попала в культ-бригаду. Аккомпанировала на аккордеоне.
      В этом же интервью она рассказала, как ещё в лагере стала сочинять музыку на аккордеоне, одолженном ей охранником.
      В лагере Елизавета познакомилась и со своим будущим мужем Николаем Явцевым – моряком-штурманом, отбывавшим свой двадцатипятилетний срок за всердцах выпущенную обойму патронов по портрету Сталина. История их знакомства и другие моменты жизни Елизаветы Григорьевны описаны в документальном (и автобиографическом) рассказе «Дочь атамана» Льва Николаевича Князева - известного Владивостокского писателя-мариниста [8].
      В 1956 году она и ее будущий супруг Николай были освобождены, а позже реабилитированы. Дождавшись освобождения обоих (освободили их не одновременно), Елизавета и Николай поженились. Родились дети: дочь и сын. Семья обосновались в поселке Абрау-Дюрсо под Новороссийском. Сначала жили в общежитии. Потом получили в Абрау-Дюрсо двухкомнатную квартиру. Елизавета Григорьевна преподавала фортепиано, работала с молодежью, создала вокально-инструментальный ансамбль, который исполнял произведения в ее аранжировке.
      Сын Елизаветы Григорьевны Николай - талантливый музыкант. Окончил с отличием Новороссийское музыкальное училище по классу флейты. По классу фортепиано учился у одной из нас. (Тогда мы обе преподавали фортепиано в этом училище.)
      Когда в 90-е годы открыли границы, сын женился на австралийке русского происхождения и уехал в Австралию. Вслед за ним туда уехали сестра и родители. Так Елизавета Григорьевна оказалась в Сиднее. И только там смогла впервые издать свои произведения. В сборнике [1], о котором выше шла речь, 12 пьес для фортепиано:
  • Scherzo (Скерцо) in A minor Op. 4
  • Romance (Романс) Op. 97
  • Scherzetto (Скерцетто) in F minor Op. 10
  • Prelude (Прелюдия) in E minor Op. 29 № 1
  • Sentimental Waltz (Сентиментальный вальс) (C minor) Op. 55
  • Song of The Bellbird (Песня птицы Беллбёрд)
  • Down The Swan River (Вниз по реке Суон)
  • Snowdrop (Подснежник)
  • (Закат)
  • A little Spanish Fantasia (Маленькая испанская фантазия)
  • Oriental Fantasia (Восточная фантазия)
  • Russian Fantasia (Русская фантазия)
  •       Дети Елизаветы Григорьевны - Николай и Татьяна (тоже выпускница Новороссийского музыкального училища) помогали подготовить сборник к печати.
          Разнообразные по содержанию пьесы сборника заинтересовали преподавателей Новороссийского музыкального училища и были включены в учебный репертуар. Мелодичные и различные по сложности, они хорошо подходят для учащихся с разным уровнем подготовки. Очень важна яркая мелодическая основа пьес, так как работа над такими пьесами развивает любовь к музыке и помогает эмоциональному и музыкально-художественному развитию учеников.
          Простая форма изложения некоторых из них позволяет, не отвлекаясь на технические трудности, сосредоточиться на работе над качеством звука и правильным звукоизвлечением.
          Пьесы имеют различную фактуру изложения. В них использованы многообразные технические средства, вытекающие из характера музыки и помогающие ярче и полнее раскрыть её образное содержание. Поэтому работа над пьесами сборника позволяет развивать и совершенствовать различные виды техники и разнообразные технические приемы игры.
          Елизавета Григорьевна Явцева в своих произведениях продолжает традиции русской фортепианной школы. Недаром ее преподавателем в музыкальном колледже был ученик С. В. Рахманинова. А самой яркой пьесой сборника является Русская фантазия, в основе которой лежат темы русских народных песен.
          Интерес к её сборнику на Родине порадовал Елизавету Григорьевну. Но пока пьесы сборника недоступны широкому кругу музыкантов. Хотелось бы увидеть этот сборник опубликованным в России.
          Елизавета Григорьевна очень патриотична. Отец много сделал для того, чтобы дети любили Россию, хорошо знали её культуру и родной язык [10]. И теперь вдали от России Елизавета Григорьевна остаётся в курсе событий на Родине и радуется хорошему или переживает беды вместе со всеми нами. Так в декабре 2007 года в своём интервью [2] для ABC Radio National в рамках брифинга по случаю визита президента В. В. Путина в Австралию, она сказала: "I respect him, I feel he is really Russian and he really cares much for Russia" ("Я уважаю его, я чувствую, что он - истинно русский человек, и он действительно много заботится о России"), "...I am trying my respect and my hope that everything will be done as it has to be, and that Russian people will be happy and lucky." ("...Я пытаюсь выразить мое уважение, и я надеюсь, что всё будет сделано так, как оно должно быть, и что русские люди будут счастливы и удачливы.").
          Представляя Елизавету Григорьевну на этом брифинге, Венди Карлайл рассказал о поворотном моменте в её отношении к действовавшему тогда президенту В. В. Путину. Она увидела его по телевидению в церкви, осеняющим себя крестным знаменем. Это поразило её, т. к. в памяти остались времена, когда церкви были закрыты, и когда самым безопасным местом для молитвы была постель. Сама Елизавета Григорьевна сказала, что, увидев Путина по телевизору в церкви молящимся, она была поражена и так счастлива: ".., I was so happy. At last, at last, it happened that the religion is coming, really coming back to Russia, the President is praying." ("Наконец-то, наконец, случилось так, что религия приходит, действительно возвращается в Россию, президент молится.") Из этих слов понятно, почему ко времени визита В. В. Путина в Австралию она написала торжественный церемониальный марш, и с каким чувством она его сочиняла.
     

          Как же сильна надежда на лучшую судьбу для России у подлинных и даже таких многоопытных, прошедших жернова ГУЛАГа её патриотов. И как жаль, что действительность, окружающая живущих здесь, - против этой надежды-мечты, а люди, наиболее влияющие на нашу жизнь, вряд ли разделяют эту веру-мечту.
     

    Е. Г. Явцева (в центре) на поселении в одном из сибирских городов.
    Е. Г. Явцева (в центре) на поселении в одном из сибирских городов. (Фотография из коллекции В. М. Сибирцевой. Взята с сайта «Русский Вестник»: //www.rv.ru/content.php3?id=8272)

    Австралия. Е. Г. Явцева - вторая справа, её сын Николай с супругой и адъютант (103 года) атамана Семенова.
    Австралия, на снимке: слева - сын Николай с супругой, Елизавета Григорьевна Явцева - вторая справа, и адъютант (103 года) атамана Семенова. (Фотография взята с сайта, указанного в [4]. Заметим, что подпись к этому снимку на указанном сайте не точна, и мы здесь её исправили.)

    Австралия. Слева и справа - Елизавета Григорьевна и её супруг Николай. В центре - В. А. Москвин - директор Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье».
    Австралия. Слева и справа - Елизавета Григорьевна и её супруг Николай. В центре - В. А. Москвин - директор Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье». (Фотография взята с сайта, указанного в [4].)

    Снимок сделан в 1976 г. в клубе посёлка Абрау-Дюрсо. Е. Г. Явцева в центре. Слева на снимке заслуженный работник культуры Кубани Евгений Пархомов, Елена Пархомова – преподаватель фортепиано Новороссийского музыкального училища. Слева от Е. Г. Явцевой преподаватель фортепиано Ирина Скворцова и работник клуба. (Из семейного фото-архива Пархомовых Е. В. и Е. Ф.)
    Абрау-Дюрсо, октябрь 1976 г., Елизавета Григорьевна в центре, справа от неё Елена Пархомова, слева - Ирина Скворцова. Слева на фотографии Евгений Пархомов - заслуженный работник культуры Кубани, справа - работник клуба посёлка Абрау-Дюрсо, в котором работала Елизавета Григорьевна. Снимок сделан в этом клубе. (Фотография из семейного фото-архива авторов и публикуется впервые.)

    Новороссийск, 24 июля 1976 г. Елизавета Григорьевна Явцева за инструментом и её дочь Татьяна в кадре любительской съёмки. (Из семейного архива Пархомовых Е. В. и Е. Ф.)
    Новороссийск, 24 июля 1976 г., Елизавета Григорьевна за инструментом и её дочь Татьяна в кадре любительской съёмки свадьбы одного из авторов. (Из семейного архива авторов. Публикуется впервые.)
     

        Использованные материалы:

    1. Yavtsev E. Twelve Selected Piano Solos for students & music lovers (intermediate) / by E. Yavtsev. Sydney : Sonata Publishing. 2003. 33 p. Russian Composers Series.
    2. Интервью Е. Г. Явцевой репортеру ABC Radio National Венди Карлайл  9 декабря 2007 г. / //www.abc.net.au/rn/backgroundbriefing
    3. Семёнов Григорий Михайлович. / Материал из Википедии: //ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%EC%B8%ED%EE%E2%2C_%C3%F0%E8%E3%EE%F0%E8%E9_%CC%E8%F5%E0%E9%EB%EE%E2%E8%F7
    4. Дочь легендарного атамана Г. М. Семёнова об аресте отца. // Газета "Труд". 2001. 25 апреля. (см. также: //my.mail.ru/community/siberianmarch/2DC653D598D52A80.html, и на этой же странице сообщение Алёны Андреевой от 28-06-2011 20:14)
    5. Кайгородов А. М. Позвавшие себе смерть: Атаман Семенов. / //www.vojnik.org/civilwar/12
    6. Дети атамана Семенова. / //www.sevkray.ru/news/9/2474/
    7. Димитриева Н. Отец был ханом трех царств, дети стали рабами. / //plus7.ru/0-2-7142-2/20060112-20060112/1--131
    8. Князев Л. Н. Дочь атамана. / //www.msun.ru/Vector/www/Knyazev/Doh_at.htm
    9. Васин Л. Т. Принцесса Риря // Газета Кубани. 1999. 30 сентября.
    10. Васин Л. Т. Как это было. / //www.primalis.ru/prima/Kak_eto_bylo_posle.html
    11. Принцесса Риря: Воспоминания дочери атамана Семёнова // Александровский централ. 2001. № 2. С. 10.
    12. Судьба дочерей и миллионов атамана Семёнова. // Версия. 1991. № 7.
    13. ir_ingr, 2007-05-15 12:39 pm UTC / //ir-ingr.livejournal.com/189423.html?thread=1881327#t1881327
    14. Озерлаг: Как это было. Сост. и автор предисл. Л. С. Мухин. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1992.
    15. Энциклопедия Сибирского ГУЛага. 2005. CD-ROM /Авт. проекта: Л. С. Мухин, Диск разработан компанией "Восьмое небо", Иркутск.
    16. Правда об Озерлаге // Вост.-Сиб. правда. 1989. 1 авг.
    17. Ozerlag 1937 - 1964. Les Systeme du Goulag: traces perdues memoires reveilles d'un camp Siberian / Serie Memoires. - Paris. 1991 - № 11.
    18. Селезнёв Е. С., Селезнёва Т. А. Лагерное прошлое Тайшета. 2000 г. М.П. "Полиграфист". (См. также: //www.taishet.ru/history/sel4.html)

    Новость отредактировал: lmadmin - 28-10-2011, 16:42
    Причина: улучшено форматирования.

    Комментариев 0

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.