Материалы научно-практической конференции по художественному образованию (12 февраля 2010 года, г. Нижняя Салда). Сборник статей.

+ -
+400

-статья Клементьевой Н.П.

Дистанционное обучение

в системе повышения квалификации педагогических кадров

в НТФ ГОУ ДПО «ИРРО Свердловской области»

 

Клементьева Н.П.,

заведующая отделом по сопровождению

дистанционного обучения НТФ ГОУ ДПО «ИРРО Свердловской области»

(г. Нижний Тагил)

 

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой XXI века. На неё сделана огромная ставка.

Сегодня работнику системы художественного образования важно иметь доступ к тем знаниям, которые необходимы ему, с одной стороны, для его духовного роста и изменения мировоззренческих позиций в информационном обществе, а с другой стороны, для практической реализации в решении проблемы повышения качества образования. Постдипломное образование становится неотъемлемой частью жизненного процесса и для учителя, и для руководителя современной школы, оно переходит в непрерывную стадию на основе современных технологий и эффективных форм обучения.

В связи с указанными потребностями учителей и директоров художественных и музыкальных школ необходимо сделать образование в нашем регионе максимально открытым и доступным через единую информационно-образовательную систему. Одним из наиболее перспективных средств в организации непрерывного образовательного процесса является обучение на основе современных информационных технологий. Информационные технологии позволят быстро и гибко координировать потребности обучаемого через полифункциональные образовательные структуры, через открытые системы образования.

В настоящее время в условиях модернизации художественного образования бурно развивается дистанционное обучение. Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Дистанционное обучение имеет свои преимущества:

-       преодоление физической удалённости;

-       решение проблем времени;

-       решение кадровых проблем;

-       преодоление дефицита учебно-методических материалов;

-       экономическая эффективность.

В 2009-10 учебном году НТФ ГОУ ДПО «ИРРО Свердловской области» предлагает:

-       семинары для начинающих пользователей ПК (5 вариантов);

-       семинары для активных пользователей ПК (32 варианта);

-       семинары для самостоятельного индивидуального обучения;

-       семинары под руководством преподавателя;

-       смешанные семинары.

В НТФ ГОУ ДПО «ИРРО Свердловской области» технологическую основу дистанционного обучения составляют:

-       кейс-технологии;

-       телеконференции, электронная почта и ресурсы Интернет, CD-диски;

-       гипермедийные и гипермультимедийные системы Интернет;

-       комплексное использование различных технологий.

В процессе освоения курса педагоги получают навыки работы в Интернете:

-       с электронной почтой;

-       с форумом и чатом, с помощью которых участники обучения могут быстро обмениваться идеями и информацией;

-       с блогом: посетители такого веб-узла могут комментировать чужие сообщения, а также добавлять ссылки на интересные фотографии и другие материалы, относящиеся к заданной теме;

-       с Интернет-опросниками;

-       с ведением групповых дневников, календарей, документов.

В качестве основного параметра при оценке эффективности дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров выделяем уровень мотивации учителей на разных этапах обучения и уровень овладения педагогическими технологиями.

  

- Осипова
-Дерябина
-Осипова
-Андреева
-Буткевич
-Емашева
-Калдина
-Луценко
-Малеев
-Наумова
-Пистуненко
-Полушкин
-Семешко
-Силантьева
-Скобелева
-Сухоросова
-Терентьева
-Ванчикова
-Воронова
-Воронова
-Якименко

 

- статья Дерябиной Т.В.

Программа развития учреждения дополнительного

образования: стратегия и тактика управления


Дерябина Т.В.,

директор МОУ ДОД «Детская школа искусств имени А.А. Пантыкина»

(г. Верхняя Тура)

 

Программа развития Детской школы искусств им. А.А. Пантыкина является организационно-содержательным документом. Она определяет концепцию развития ДШИ и основные направления деятельности по её реализации.

Программа развития школы искусств, как локальный документ, помогает руководителю определить тактику и стратегию своей управленческой деятельности по организации и изменению содержания в данном учреждении.

Программа развития, составленная и разработанная с учётом тщательного анализа всех ресурсов учреждения, позволяет определить логику управленческих действий в режиме развития. Такой документ даёт возможность реализовать одну из управленческих функций – организационное стратегическое планирование в режиме предвидения.

Стратегическое планирование предполагает знание руководителем сильных и слабых сторон учреждения.

Анализ современного состояния нашей Детской школы искусств позволил определить её основные преимущества:

-       востребованность учреждения городом;

-       значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;

-       разнообразие направлений творческой деятельности;

-       возможность индивидуальной траектории обучения (скорость, уровень сложности, выбор факультативных занятий);

-       хороший уровень знаний и практических навыков выпускников (ежегодно выпускники ДШИ поступают в ВУЗы и средние специальные заведения по специальностям, связанным с искусством);

-       признание любых позитивных изменений, вносимых в образовательный процесс.

Вместе с тем выявлены следующие проблемы и противоречия:

-       необходимость повышения мотивации детей к творческой деятельности, создание ситуации успеха для всех учащихся и оценочная деятельность, ориентированная на фиксацию неудач;

-       приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе и потребность в разработке нового содержания и технологий образовательной деятельности;

-       высокая информационная оснащённость школы и недостаточная подготовленность педагогических кадров к работе в данных условиях;

-       узко-предметная направленность деятельности преподавателей и необходимость интеграции образовательной деятельности, создания совместных творческих проектов.

Программа развития ДШИ является документом перспективного планирования. Перспектива эта понимается, прежде всего, как наличие этапов поступательного развития школы. Учитывая это, нужно отметить, что и сама программа может за пять лет видоизмениться. Она может дополняться и корректироваться с учётом ежегодного анализа деятельности ДШИ. Следовательно, изменится и тактика управления руководителя учреждения.

При формировании концепции будущего школы необходимо осмыслить понимание миссии школы искусств. Основной акцент в своей деятельности школа делает на раскрытии индивидуальности ребёнка, его творческих способностей.

Главная миссия школы искусств – создать такую образовательную среду, которая способствовала бы максимальному раскрытию творческих способностей каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.

Творческая деятельность рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то новое, что до тебя ещё ни кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого слова. По своей удивительной способности вызвать в человеке творческую фантазию, творческое начало занимает, безусловно, первое место среди всех многочисленных элементов, составляющих сложную систему воспитания личности.

Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремлённость, интуицию… Творческий человек помимо всего прочего стремится к успеху. И слагаемые успеха взрослого человека заложены в детстве. Не важно, в какой сфере человеческой деятельности будет работать человек, но он будет успешен, если в период взросления был сформирован достаточно устойчивый мотив достижения успехов. Именно этот мотив оказывает огромное влияние на социальное поведение человека, на его психическое развитие в целом. Творческая деятельность – это, пожалуй, наиболее естественное пространство для развития мотива достижения успехов. Сама специфика творческой деятельности в школе состоит в том, чтобы создать необходимую среду, где бы все дети (без исключения) могли испытать успех в творчестве.

Педагоги школы, исходя из вышесказанного, придерживаются следующих принципов обучения, ориентированных на:

  1. создание необходимых условий для творческой деятельности всех детей;
  2. создание необходимой мотивационной среды;
  3. создание ситуации успеха для каждого обучающегося.

Программа развития школы как документ перспективного планирования содержит направления реализации программы.

Направление 1. Обновление содержательной и технологической сторон образовательного процесса.

Цель: совершенствование образовательного процесса.

Задачи:

  1. обновление содержания образования в ДШИ;
  2. внедрение новых образовательных технологий, направленных, прежде всего, на успешность каждого воспитанника в творческой деятельности.

Направление 2. Создание условий, обеспечивающих рост профессиональной компетентности педагогов.

Цель: достижение положительной динамики развития личностных качеств и профессиональной компетентности педагогов, способствующей повышению уровня обучения в ДШИ.

Задачи:

  1. повышение профессиональной компетентности педагогов;
  2. совершенствование методической базы школы.

Направление 3. Создание условий, обеспечивающих:

-       ситуацию успеха для всех воспитанников ДШИ;

-       устойчивую мотивацию детей к творческой деятельности.

Цель: совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддержанию у учащихся стремления к успеху, мотивация их к творческой деятельности.

Задачи:

  1. создание системы деятельности педагогов, направленной на достижение успеха учащихся;
  2. анализ особенностей мотивационной сферы учащихся ДШИ на каждом отделении.

Направление 4. Укрепление и обновление необходимого материально-технического инструментария школы.

Цель: создание необходимой базы: материально-технической, учебно-методической – для реализации целей и задач деятельности ДШИ.

Программа развития как основополагающий документ, локальный нормативный акт организационно помогает определить условия эффективности управленческих действий во всех аспектах.

  1. Компетентное управление:

-       высокий уровень информированности всех участников образовательного процесса;

-       рациональная организация деятельности (функции, полномочия, ответственность);

-       целенаправленный и постоянный анализ;

-       наличие системы мотивации.

  1. Координация деятельности:

-       анализ развития знаний, умений и навыков учащихся;

-       контроль деятельности педагога и его профессионального совершенствования и роста;

-       взаимодействие ученик – семья – учитель.

  1. Качественное необходимое ресурсное обеспечение образовательного процесса (кадры, материально-техническая база, финансовые ресурсы).

Прогнозирование любой деятельности предполагает описание ожидаемых результатов. В результате реализации программы развития Детская школа искусств должна выйти на новый этап развития. В частности, благодаря реализации направлений программы, будет усовершенствована методическая база школы, обновится содержание образования. Освоение новых компьютерных технологий преподавателями школы позволит внедрить в учебный процесс мультимедийную поддержку предметов учебного цикла, а также ввести в учебный план предмет «Компьютерная графика» на художественном отделении.

Создание в школе творческих проектов, интегрированных занятий, участие в различных фестивалях, концертах, выставках, конкурсах, а также необходимый индивидуальный подход в составлении программ обучения позволит создать устойчивую мотивацию детей к творческой деятельности, повысить престиж художественного образования, позволит приобщить всех детей, независимо от возможностей и способностей, к творческой деятельности и успеху в ней.

Укрепление материально-технической базы школы, финансовая поддержка направлений реализации программы позволит в школе создать необходимые условия для совершенствования образовательного процесса, обеспечения его необходимым оборудованием, музыкальными инструментами и др. материалами.

Анализ работы Детской школы искусств, создание системы контроля над учреждением позволит объективно оценивать работу школы, выявлять проблемы и пути их решения в будущем.

Комментариев 0

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.