Психолого-педагогические основы музыкального обучения детей.

+ -
+10

Функции обучения

 
            Для успешного обучения и воспитания детей педагогу необходимо хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности их развития, владеть педагогическими знаниями, уметь правильно и своевременно использовать эти знания в практической работе. Современная педагогика рассматривает обучение как комплекс трёх основных функций: образовательной, воспитательной и развивающей.
            Образовательная функция состоит в привитии учащимся знаний, навыков и умений. Воспитывающая – предполагает использование содержания, методов и форм организации учебного процесса для формирования у учащихся трудовых, нравственных, эстетических и других качеств  личности. Развивающая функция направлена на развитие всех физических и духовных сил и способностей  учащихся в ходе познавательной, общественно-трудовой и других видов предметно-практической   деятельности.
            Учение, обучение- это прежде всего деятельность. Деятельность системна и основывается на отдельных функциях обучающегося: память, внимание, мышление и других. Показателем деятельности в процессе обучения выступает действие, имеющее ту же структуру, что и деятельность: цель, мотив, объект, образец… Формирование познавательных  возможностей обучаемых осуществляется путём усвоения видов и способов конкретной познавательной деятельности.
            Обучение включает совместную деятельность обучающего (педагога) и обучающихся (учеников).
            Основой обучения является активная самостоятельная учебная деятельность ребёнка,
иными словами - учебная деятельность должна рассматриваться  как источник саморазвития личности. Все основные изменения поведения и деятельности ребёнка в процессе его возрастного развития представляют собой факты научения.
            Хочется вспомнить, что основной из важнейших частей педагогики является дидактика- теория образования и обучения, имеющая, своим предметом  процесс обучения учащихся, его цели, принципы, содержание, методы и организационные формы. Принципы дидактики формируются на основе целей обучения и его закономерностей.
Основные принципы дидактики:             
–– воспитывающий характер обучения;
–– принцип научности обучения;
–– системность и последовательность обучения;
–– единство доступности и трудности;
–– сознательность и прочность обучения;
–– принцип активности учащихся;
––наглядность обучения;
–– учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
            Наряду с принципами дидактики выделяются основные правила обучения, например: от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному. Соблюдение этих правил делает обучение доступными и эффективным, все принципы обучения тесно связаны между собой и действуют в учебном процессе в неразрывном единстве.
            Как уже отмечалось, развитие является одним из основных педагогических понятий. Общее развитие ребёнка – единство развитий физического, психического,  умственного, идейно-нравственного, эстетического… Обучение игре на музыкальном инструменте, к примеру, способствует музыкальному развитию ребёнка и, соответственно, его эстетическому развитию.
    
 

Учёт возрастной и индивидуальной психологии

 
В процессе работы с детьми каждый педагог должен ясно себе представлять, что детский организм находится в постоянном развитии, что физические и психические особенности детей изменяются с возрастом и что на эти изменения влияют также изменения условий жизнедеятельности.
В возрастной и педагогической психологии определены периоды развития ребёнка: младенческий (до 1 года), ранний детский (1-3 года), дошкольный (3-6 лет), младший школьный (6-10 лет), подростковый (11-15 лет), старший школьный (16-17 лет).
Отмечу основные возрастные особенности физиологического и психического развития детей школьного возраста.
1.Младшие школьники:
–– изменения во всех органах, формирование изгибов позвоночника. Вследствие этого следует остерегаться искривления позвоночника –– следить за правильностью посадки ученика с инструментом, при переписке им нот.
–– быстрее развиваются крупные мышцы, чем мелкие, поэтому характерна быстрая утомляемость рук, вследствие этого необходима строгая регламентация времени практических занятий с инструментом, как в классе, так и дома.
–– резкая психологическая перестройка с началом школьной деятельности –– включение в процесс обучения: увеличение потока информации, усиление требований, расширение обязанностей( дополнительно к этому ещё и занятия музыкой);
–– обострение восприятия, в процессе обучения восприятие становится всё более целенаправленным и управляемым (педагогу необходимо умело использовать эти изменения);
–– преобладание наглядно-образной памяти над описательной (для этого используются игровые формы и иллюстрированный материал);
–– развивается способность воображения( для этого используется программная музыка в учебном репертуаре);
–– мышление развивается от наглядно-образного к понятийно-логическому (соответственно меняются и методические приёмы в обучении);
2.Подростки:
–– бурный рост и развитие организма
–– идёт процесс окостенения  скелета
–– несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы приводящее нередко к головокружениям, быстрой утомляемости из-за временных нарушений кровообращения. Вследствие этого необходима регламентация всех форм занятий, музыкальных в том числе.
–– процесс полового созревания.
–– неравномерность физического развития, нервной системы приводит к повышенной возбудимости, раздражительности.
–– высокая активность, проявление энергии, стремление к творческой деятельности, и самостоятельным действиям.
–– расширение связей с внешним миром.
–– значительные сдвиги в психическом развитии.
–– развитие памяти и внимания, усиление способности к аналитическому и абстрактному мышлению.
–– рост сознания собственного достоинства.
Задача педагогов –– умело направлять растущую активность подростков, способствовать развитию их познавательных интересов.
3. Старшеклассники:
–– завершение (в основном) физического развития, замедление роста тела, окостенение скелета
–– уравновешивается кровяное давление
–– устанавливается  ритмическая  работа желёз внутренней секреции
–– нарастает мышечная сила
–– половое развитие подходит к зрелой стадии
–– значительные психологические изменения
Прежде всего, происходит становление человека, формирование духовных качеств личности, самосознания, самооценки. Как отмечает известный психолог И.Кон-«…важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа «Я».Наряду с проявлениями эгоцентризма (исключительности своего «я») – развитие дружбы, товарищества, коллективизма. Это период активного включения в общественную жизнь, романтики, мечтаний, дерзаний и творческой инициативы, когда начинаешь всерьез задумываться о своей будущей профессии.
Вышеприведенные общие возрастные особенности развития школьников должны обязательно учитываться всеми педагогами, работающими с детьми, независимо от характера и направленности учебной деятельности особенно при построении учебного процесса, в содержании обучения, в выборе форм и методов воспитательного воздействия.
В то же время, не следует воспринимать эти особенности догматически, применительно к каждому школьнику. На фоне общих закономерностей возрастного развития необходимо всегда учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Педагог должен мыслить и действовать на основе диалектики. Общение, работа с детьми это неиссякаемый источник наблюдений, открытий, накопления педагогического опыта.
Проблема учета возрастных и индивидуальных различий в музыкальном обучении детей остается еще недостаточно разработанной, но тем не менее  музыкальное обучение детей  должно осуществляться с учётом психофизических особенностей разновозрастных групп.
 
 

Воспитание внимания

 
Обучение детей игре на музыкальных  инструментах процесс сложный, длительный и трудоёмкий. Каждому педагогу известно, как трудно поддерживать внимание ребёнка в течение занятия. А ведь его ещё необходимо научить самостоятельной работе над заданием. Задача педагога - научить ребёнка сосредотачиваться в своём занятии. Таким образом, задача воспитания внимания одна из основных в обучении. Причём эта задача должна решаться педагогом с учётом психологических особенностей ребёнка – как возрастных, так и индивидуальных.  Приведу пример одного из методических приёмов по организации  внимания. Педагог, основываясь на какой-то определённой потребности ребёнка, усиливает эту потребность, тем самым усиливает раздражение, возбуждение, создаёт доминантный процесс. После нескольких повторений этот процесс становится привычным, так последовательно воспитывается произвольное внимание. Постепенно, вместе с ростом, ребёнок приучается под влиянием педагога сосредотачивать своё внимание на процессе занятий. Причём, чем разнообразнее этот процесс, тем с большим  интересом, а, следовательно,  и вниманием участвует в нём обучающийся.
 Следует принимать во внимание и психофизические различия между мальчиками и девочками. Мальчики менее усидчивы, менее дисциплинированы, более возбудимы. Педагогу приходится уделять им большее индивидуальное внимание, постоянно поддерживать в них интерес к занятиям. Рекомендуется также использовать тот факт, что дети младшего возраста, особенно мальчики, больше концентрируют своё внимание на зрительных впечатлениях, чем на слуховых.  Они быстро устают, внимание их притупляется, поэтому в занятиях с детьми младшего возраста необходимо включить больше игровых моментов связанных с музыкальной ритмикой, с движением, с опорой на элементы собственного творчества, процесс занятия строить по нарастающей линии.
Одной из главных  задач  в занятиях музыкой с детьми является задача воспитания и  развития интереса. Если интерес есть и постоянно поддерживается педагогом, можно достичь и воспитания всех необходимых в обучении качеств, таких как внимание, воображение, восприятие, сосредоточенность, интеллектуальная активность и т.д.  И постепенно, используя и поддерживая любовь ребенка к музыке, научить его воспринимать задания как новое, интересное, увлекательное и в то же время необходимое. Только на такой основе занятия музыкой, несмотря на связанный с этим труд, могут перерасти в увлечение в радостную творческую деятельность.
 
Список использованной литературы :
 
1. Андрюшенков Г. И. Детский оркестр русских народных инструментов. – СПб,: Союз художников, 2011.
2. Кон И. Психология юношеского возраста / И.Кон – М., 1979
3. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний / ЭИ. Моносзон – М.: Педагодика, 1986
4. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильмова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во МГУ, 1981.                                                 

Комментариев 0

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.